Чем принципиально отличается ультрабук от ноутбука, если таковые есть? Есть мнение, что ультрабук – это всего лишь тонкий, легкий и дольше работающий без подзарядки ноутбук.
Иными словами, налицо старый добрый спор о том, когда количество переходит в качество.
Кому-то кажется, что чисто количественные изменения (вес, толщина, время работы) не позволяют говорить о новом классе устройств,
другие с уверенностью заявляют, что скачок уже произошел. Мы же попытаемся сосредоточиться не на терминах, а на сути, ведь рядовому пользователю все равно, как называется то, за чем он работает: ноутбук или ультрабук.
Серия ультрабуков Timeline Ultra компании Aser уже давно не экзотика. Наверняка читателям знакома модель Aspire Timeline Ultra M3:
высокопроизводительная (для своего класса) графическая подсистема, позволяющая продолжительно работать от аккумулятора.
Однако дисплей был отнюдь не самый совершенный, к тому же поддерживал скромное разрешение 1366×768 точек. Вызывали вопросы и мощность встроенных динамиков, и тачпад без явно обозначенных кнопок (хотя последнее — дело привычки).
Предлагаю рассмотреть старшую модель серии, Aspire Timeline Ultra M5, причем уделить внимание только вопросу запуска игровых приложений.
С одной стороны, такой подход оставит за рамкой прочие (не менее важные) особенности. Зато с другой — мы решим вопрос не менее важный, относящийся, даже не столько к продукции конкретной компании, сколько к ультрабукам в целом, — можно ли на них комфортно играть?
Конфигурация
В плане аппаратной конфигурации Aspire Timeline Ultra M5 отличается более мощным (чем у МЗ) процессором, увеличенным объемом ОЗУ и окончательным переходом на SSD, пусть и в ущерб объему дисковой памяти.
Однако кроме явных различий в комплектации наш герой несет в себе и другие признаки топовой модели: цельнометаллический корпус, безрамочный дисплей, подсветку клавиатуры, увеличенное количество портов.
Различий не так много, но производитель прилагает все усилия, чтобы покупатель топовой модели чувствовал себя более комфортно, чем владелец младшей, МЗ.
Методика тестирования
Для тестирования мы выбрали игры, у которых, во-первых, есть встроенный бенчмарк (средство замера производительности), во-вторых, разные графические движки, в-третьих, все они относятся к разным жанрам.
Список получился такой: Batman: Arkham City, Crysis 2, DiRT Showdown, Sleeping Dogs, Mafia II и Metro 2033.
Тесты запускались в двух режимах качества графики: light и normal. По пятибалльной шкале получилось соответственно на тройку и на четверку, потому как в качестве игровой станции на пять баллов наш ультрабук не тянет.
Учитывая видеоподсистему, мы постарались подобрать установки под устройство, исходя из предположения о том, что на средних настройках графики оно обеспечит комфортную игру (количество кадров/с).
Тестирование
Поскольку в Aser Aspire Timeline Ultra M5 два графических ускорителя — интегрированный (Intel HD Graphics 4000) и дискретный (NVIDIA GeForce GT 640M), переключаясь между ними, можно легко оценить игровую эффективность обоих.
В Batman: Arkham City преимущество дискретной графики видно сразу, а все, на что способна интегрированная, это выдать в облегченном режиме ту же
производительность, что графический чип NVIDIA обеспечивает в нормальном.
Batman: Arkham City, кадров/с
Режим Light NVIDIA GeForce GT 640M – 57
Intel HD Graphics 4000 — 25
Режим Normal NVIDIA GeForce GT 640M – 24
Intel HD Graphics 4000 — 13
Ну и приемлемую играбельность (60 кадров/с) обеспечивает только дискретное решение. Правда, в облегченном режиме, то есть с достаточно скромным качеством.
В Crysis 2 ситуация другая: явно не хватает мощности не только видеокарты, но и процессора, поэтому при усложнении графической задачи практически никакого падения производительности не происходит. Фактически это означает: не надо играть в Crysis 2 на ультрабуках.
Crysis 2, кадров/с
Режим Light NVIDIA GeForce GT 640M – 28
Intel HD Graphics 4000 — 10
Режим Normal NVIDIA GeForce GT 640M – 28
Intel HD Graphics 4000 — 9
В DiRT: Showdown преимущество дискретного чипа максимальное: интегрированному не удается обогнать его ни в одном из режимов,
невзирая на качество картинки. Кроме того, заметьте, что в облегченном режиме ультрабук обеспечивает вполне пристойную играбельность, да еще и с некоторым запасом.
DiRT: Showdown кадров/с
Режим Light NVIDIA GeForce GT 640M – 64
Intel HD Graphics 4000 — 22
Режим Normal NVIDIA GeForce GT 640M – 30
Intel HD Graphics 4000 — 14
Боевик Sleeping Dogs также благоволит к дискретному видео, демонстрируя приличное количество кадров/с в облегченном режиме. А вот с более высокими установками качества графики, увы, как и на прошлых диаграммах, ничего утешительного.
Sleeping Dogs кадров/с
Режим Light NVIDIA GeForce GT 640M – 52
Intel HD Graphics 4000 — 15
Режим Normal NVIDIA GeForce GT 640M – 27
Intel HD Graphics 4000 — 7
В случае с Mafia II интересны результаты дискретной графики только на облегченных установках — лишь она позволяет играть, а не наблюдать на мониторе вальяжное слайд-шоу.
Mafia II кадров/с
Режим Light NVIDIA GeForce GT 640M – 49
Intel HD Graphics 4000 — 16
Режим Normal NVIDIA GeForce GT 640M – 19
Intel HD Graphics 4000 — 9
В Metro 2033 ситуация аналогичная: только облегченные графические установки позволяют добиться пристойной частоты кадров.
Metro 2033 кадров/с
Режим Light NVIDIA GeForce GT 640M – 44
Intel HD Graphics 4000 — 16
Режим Normal NVIDIA GeForce GT 640M – 19
Intel HD Graphics 4000 — 8
Заключение
Итак, можно ли играть в современные трехмерные игры на ультрабуке? Однозначный ответ дать сложно. Потому что многое в этом вопросе субъективно и не сводится к каким-либо конкретным цифрам.
Увлеченные геймеры, сидящие за мощными десктопами, посмотрев результаты наших тестов, скажут: « Это же мучение какое-то — меньше 60 кадров/с, да еще и при посредственном качестве графики!»
Обладатели же ноутбуков с интегрированной графикой, наоборот, возрадуются: «Да это просто праздник!
Всего-то навсего поступиться некоторыми красивостями — и то, что раньше казалось несбыточной мечтой, теперь доступно на ультрабуке».
А правы, думается, и те и другие. От себя же скажем: чуда не произошло. А его, собственно, никто и не ждал.
Понятно, что настоящий игровой ПК из мобильного устройства не сделать, а уж тем более из ультрабука, который обязан быть одновременно и тонким, и легким, и долгоиграющим.
Однако давайте посмотрим на это с другой стороны. Еще не так давно игровые (то есть оснащенные пристойной дискретной графикой и мощным процессором) ноутбуки представляли собой чемоданы, носить которые с собой могли разве что записные фанаты игр.
А сегодня нам предлагают практически то же самое по мощности, но в изящном тонком корпусе и вполне приемлемое по весу. А разве это все-таки не прогресс?
Текст – С. Гарматюк www.ixbt.com